Мы на уроках уже прошли и выдержку и диафрагму. Это основные средства фотографа, для получения качественного кадра. Но в жизни бывают ситуации, когда фотоаппарат установлен на необходимые значения, но ему все равно не хватает света. Тогда можно воспользоваться такой вещью, как ИСО. ИСО - это чувствительность. Я не особо помню какие пленки были в советские времена, но чувствительность берет свое начало именно оттуда. Кто занимался тогда фотографией или просто заходил в фотомагазин помнит, что на полках стояли коробочки с пленкой разного цвета и разными цифрами - это и была светочувствительность пленки. Если вы шли снимать на концерт или вечером, то в фотоаппарат заряжали пленку, имеющую более чувствительный к свету слой. В современных фотоаппаратах эта светочувствительность меняется значением ИСО. Есть у этого параметра свои плюсы и минусы. Плюсы - дает возможность выйти за пределы возможностей фотоаппарата в данной световой обстановке. Например вы решили снять фонтан, но так чтоб каждая капелька была видно. Как мы уже проходили в уроке про выдержку, нам надо очень короткую выдержку. Например мы решили снимать 1\2000. Но фотоаппарат считает что при данном освещении короче 1\500 он никак не может снять, а в мануальном режиме М, вам не хватает света и кадр получается темным. Тогда мы можем поднять ИСО. Например попробовать поставить 400 (стандартная установка при дневном свете - 100). Увеличив таким образом светочувствительность, у нас появляется возможность снять на выдержке 1\2000. Вы подумаете, а почему бы нам не поставить это ИСО побольше и все время пользоваться большим диапазоном значений. Вот тут выплывает жирный минус. Дело в том, что чем больше значение ИСО, тем сильней будет появляться цветной шум в темных областях кадра. Так как любые виды шумов убираются не просто (шумодавы фотошопа и др. просто сглаживают шум, теряя при этом резкость), фотографы стараются не использовать повышенные значения ИСО без надобности. Насколько много шумов будет на фото от высоких ИСО, зависит от фотоаппарата и оптики. На недорогих уже на ИСО 400 при недостатке света картинка может быть полностью испорчена, тогда как аппарат с качественной оптикой на ИСО 400 отснимет вообще без шума. Это надо иметь ввиду и стараться без нужды не поднимать ИСО. У меня на солнце всегда 100, на пасмурной погоде ставлю 200, дома и в тени или вечерком 400, в самом крайнем случае 800. Значения больше я стараюсь не использовать. Да, я могу поставить 400 на солнце, если мне надо снять что-то на ооочень короткой выдержке.
Артефакты. муар. В отличие от цветового шума, это дефекты снимка бывают в 90% от качества оптики, размера матрицы и используемого алгоритма сжатия в джепег. Вообщем они взаимосвязаны. Если кому интересно почему джепег не так хорош, как может оказаться - почитайте про механизм сжатия. Если кто до сих пор не в курсе, то сообщаю - в фотоаппарате должно всегда стоять максимальное качество снимка. Я пока не затрагиваю тему РАВ формата, так как он есть не у всех, к нему нужен фотошом и еще он читерский
, в нем одним движением исправляются ошибки экспозиции, баланса белого и тд. А мы учимся и читерсво нам не к чему пока
Итак джепег и размер матрицы. Сейчас много фотоаппаратов, которые заявляют что у них дохрена мегапикселей. Очень часто это достигается обманом покупателя. Получаемый джепег кадр искусственно увеличивается. Делается это просто - в фото добавляются еще куча пикселей, которые окрашиваются в смесь из окружающих пикселей. В результате мы получаем фото фиг знает сколько мегапиксельное, но в котором котором кучу пикселей дорисовал движок фотоаппарата. Ну вот представьте у вас белый цветок на синем фоне. Фотик берет на границе цветка белый пиксель, перемешивает с синим и добавляет на границу - мы получаем голубой, а это что? плавный перехода. А плавный переход - отсутвие резкости. Если много мелких деталей на снимке то там как раз получается каша.
Ну вот, это примерно про разные помехи и шумы. Именно чтоб свести к минимуму все эти артефакты, фотографы покупают дорогую технику. Если бы мыльницей можно было бы снять идеальный снимок в любых условиях, то никто не платил бы тысячи долларов за дорогую технику. Стоит ли расстраиваться, если аппарат "не тянет" - нет. Просто надо знать в каких условиях кадр может получиться никакой и избегать этих условий. К тому же большинство артефактов не видны даже на а4 распечатке, а размер больше нужен очень редко, если фото для себя и друзей. Так что учимся дальше
, а расстраиваться надо владельцам зеркалок. Я знаю на что способен фотоаппарат, поэтому "наезжаю" чаще
. Это не урок, немного замоталась и не написала еще. Это просто небольшое дополнение к уроку о выдержке
Сейчас перенесу сюда посты Зодда из другой темы, они хорошо подойдут как иллюстрация цветового шума, возникающего при высоких ИСО