Урок 5. Свет
Добавлено: 06 июл 2012, 21:09
Урок выходит за рамки обычной бытовой фотографии , кто считает что никогда не решит снять портрет или натюрморт, все же рекомендую прочитать.
На прошлых уроках мы уже прошли достаточно для того, чтоб ясно понимать как оперировать такими вещами в фотографии, как выдержка и диафрагма для достижения своих целей. Вообщем-то это основа основ, остальное строится на этих основах. Я уже говорила раньше, что эти 2 параметра отвечают за то, сколько света попадет на матрицу. Но кроме света, попавшего в объектив, есть еще свет влияющий на сам объект съемки. О нем и поговорим сегодня.
Фотографирование часто называют рисованием светом. Это очень верно, так как именно свет отвечает за цвет и объем всего, что мы видим вокруг.
Итак начнем со цвета света . Для определения цвета света надо смерять ему температуру . Пошутила? Неа. Есть свет теплый, есть холодный (я сейчас не беру в расчет окрашенные источники света). Температура света в отличие от нашей, меряется не в градусах, а в Кельвинах (сокращенно К). Чем цифра меньше, тем оттенок света теплей. Итак для примера
1500-2000 К — свет пламени свечи;
2800 К — лампа накаливания 100 Вт (вакуумная лампа);
3400 К — солнце у горизонта;
4200 К — лампа дневного света (тёплый белый свет);
5000 К — солнце в полдень;
5500-5600 К — фотовспышка;
5600-7000 К — лампа дневного света;
6500 К — стандартный источник дневного белого света, близкий к полуденному солнечному свету;
6500-7500 К — облачность;
15000 К — ясное голубое небо в зимнюю пору;
При фотографировании все это регулируется параметром "Баланс белого". Именно от неправильной установки этого параметра получаются синие или желто-красные фото. С ББ в своей камере разберитесь сами, но посмотрите обязательно, особенно те, кто не снимает в RAW и не любит фотошоп) . Ничего сложного там нет, поэтому особо останавливаться не буду. Но то что фотограф должен запомнить как заповедь - никогда не мешать свет разной температуры. Это не значит, что вы не можете снимать со вспышкой (5500К) на полуденном солнце (5000К), но снимать со вспышкой при 100Вт лампочке, либо подсвечивать этой лампочкой что-то, освещенное дневным светом категорически нельзя, если не хотите получить винегрет на фото, который очень сложно исправить даже неплохо зная фотошоп. Почему? Да потому что свет не может обернуть ваш объект. Свет одной температуры будет светить на одну часть объекта, свет другой на другую, а баланс белого вы можете выставить только на одно значение. В результате остальная часть кадра будет искажена по цвету.
Второе, что надо учитывать - паразитный цвет. Все что находится в комнате, цвет обоев и тд - дает свой оттенок. Для обычного домашнего фото, можно не брать в расчет.
Теперь от том, как свет падает на наш объект. Тут немного теории из студийных основ, просто для общего развития, чтоб было понятно зачем фотографам так много вспышек .
Есть 5 типов света. (фото автор Alex Krylov )
Заполняющий свет. Это сильно рассеянный свет, который создает общую освещенность. Такой свет в облачный день. Фотографы иногда для получения такого света направляют вспышку в потолок (ТОЛЬКО если потолок белый). Этот свет ни как не влияет на свето-тень и используется только для увеличения освещенности для использования более короткой выдержки. В студийном варианте это вспышка с софтбоксом (софтбокс это что-то типа чехла из материала рассеивающего свет), находящаяся спереди и выше.
Рисующий свет - свет создающий свето-теневой рисунок. Ну как неуправляемый пример можно привести солнце . В студийной съемке это вторая вспышка, которую устанавливают так, как нужно фотографу, чтоб получить свет и тень. Рисующий свет очень редко используется в одиночестве, так как освещая интенсивно одну часть объекта, она дает контрастные и темные тени на другой.
Согласитесь, тень от носа на пол лица - это не то что мы хотели бы видеть. Тут вступает третий тип света:
Моделирующий свет. Его прямая обязанность смягчать тени, а также добавлять красивые блики на глянцевых объектах. Он обычно устанавливается на противоположной стороне от рисующего света.
Контрастный свет находиться сзади объекта, используется для определенных эффектов.
Фоновый свет используется для освещения фона.
Что полезного можно вынести для фотографа-любителя? Для тех, у кого есть в наличие накамерная вспышка с поворотной головкой как программу минимум советую купить или сделать по выкройкам (гугл - лопушок на вспышку) в инете такую штуку
Он избавляет от жестких теней и бликов на лбу)
Для встроенных тоже есть разные штуки, типа такого
Я когда-то использовала салфетку для рассеивания света от встроенной вспышки, главное закрепить ее так, чтоб не моприкасалась со пыхающей плоскостью, а то может перегореть
Почему я рекомендую рассеивать свет от вспышки? Вспышка в лоб с не рассеянным светом уничтожает весь объем объекта съемки, создает ненужные резкие блики и очень сильно снижает качество фото.
Где еще можно использовать накамерные и встроенные вспышки? Удивитесь, но на солнце. Чуть выше я писала, что солнце - это пример рисующего света, а рисующий свет не рекомендуется использовать без моделирующего. ВОт при съемке на солнце, с жесткими тенями, именно вспышка поможет снизить их интенсивность. Правда тут есть опасность вообще уничтожить тени.
Вообще, когда у вас в наличии одна вспышка, при том привязанная к фотоаппарату, то я бы посоветовала обходиться без нее. Природа и подручные средства нам дают море возможностей. Предположим вы хотите снять портрет. У нас есть заполняющий свет - дневной. Также свет от окна будет рисующим, а кусок ватмана или лист большой белой бумаги с другой стороны - моделирующим. Лист белой бумаги для подсветки теней - это прекрасная помощь фотографу. Если вам нравиться снимать натюрморты, портреты то неплохое приобретение будет отражатель
Это мобильная и многофункциональная альтернатива куску ватмана.
Золотая сторона подходит для портретов, даем золотистый цвет, делающих красивый цвет кожи. На фото цвета не видно, но там использовался именно золотой, так как в тени надо было получить интенсивный свет, а серебрянный дает некрасивые тени
Есть одно "но", - к отражателю надо того, кто его держит)
Тут об использовании отражателя http://photokubik.com/sovety-i-uroki-po ... azhatelem/
Задание на разминку
1. Снять 2 кадра, один с правильным балансом белого и тот же кадр с неправильным
2. Снять натюрморт или портрет (можно игрушки)) со светом из окна (или от солнца) и подсветкой теней листом бумаги. Можно также снимать при комнатном освещении с лампой, но только вечером, когда исключено попадание дневного света и не забудьте выставить ББ на искусственное освещение
Этот урок дает только вводные понятие о свете. Тема это настолько огромна, что по ней пишут сотни и тысячи книг. Невозможно стать фотографом не подчинив себе свет
На прошлых уроках мы уже прошли достаточно для того, чтоб ясно понимать как оперировать такими вещами в фотографии, как выдержка и диафрагма для достижения своих целей. Вообщем-то это основа основ, остальное строится на этих основах. Я уже говорила раньше, что эти 2 параметра отвечают за то, сколько света попадет на матрицу. Но кроме света, попавшего в объектив, есть еще свет влияющий на сам объект съемки. О нем и поговорим сегодня.
Фотографирование часто называют рисованием светом. Это очень верно, так как именно свет отвечает за цвет и объем всего, что мы видим вокруг.
Итак начнем со цвета света . Для определения цвета света надо смерять ему температуру . Пошутила? Неа. Есть свет теплый, есть холодный (я сейчас не беру в расчет окрашенные источники света). Температура света в отличие от нашей, меряется не в градусах, а в Кельвинах (сокращенно К). Чем цифра меньше, тем оттенок света теплей. Итак для примера
1500-2000 К — свет пламени свечи;
2800 К — лампа накаливания 100 Вт (вакуумная лампа);
3400 К — солнце у горизонта;
4200 К — лампа дневного света (тёплый белый свет);
5000 К — солнце в полдень;
5500-5600 К — фотовспышка;
5600-7000 К — лампа дневного света;
6500 К — стандартный источник дневного белого света, близкий к полуденному солнечному свету;
6500-7500 К — облачность;
15000 К — ясное голубое небо в зимнюю пору;
При фотографировании все это регулируется параметром "Баланс белого". Именно от неправильной установки этого параметра получаются синие или желто-красные фото. С ББ в своей камере разберитесь сами, но посмотрите обязательно, особенно те, кто не снимает в RAW и не любит фотошоп) . Ничего сложного там нет, поэтому особо останавливаться не буду. Но то что фотограф должен запомнить как заповедь - никогда не мешать свет разной температуры. Это не значит, что вы не можете снимать со вспышкой (5500К) на полуденном солнце (5000К), но снимать со вспышкой при 100Вт лампочке, либо подсвечивать этой лампочкой что-то, освещенное дневным светом категорически нельзя, если не хотите получить винегрет на фото, который очень сложно исправить даже неплохо зная фотошоп. Почему? Да потому что свет не может обернуть ваш объект. Свет одной температуры будет светить на одну часть объекта, свет другой на другую, а баланс белого вы можете выставить только на одно значение. В результате остальная часть кадра будет искажена по цвету.
Второе, что надо учитывать - паразитный цвет. Все что находится в комнате, цвет обоев и тд - дает свой оттенок. Для обычного домашнего фото, можно не брать в расчет.
Теперь от том, как свет падает на наш объект. Тут немного теории из студийных основ, просто для общего развития, чтоб было понятно зачем фотографам так много вспышек .
Есть 5 типов света. (фото автор Alex Krylov )
Заполняющий свет. Это сильно рассеянный свет, который создает общую освещенность. Такой свет в облачный день. Фотографы иногда для получения такого света направляют вспышку в потолок (ТОЛЬКО если потолок белый). Этот свет ни как не влияет на свето-тень и используется только для увеличения освещенности для использования более короткой выдержки. В студийном варианте это вспышка с софтбоксом (софтбокс это что-то типа чехла из материала рассеивающего свет), находящаяся спереди и выше.
Рисующий свет - свет создающий свето-теневой рисунок. Ну как неуправляемый пример можно привести солнце . В студийной съемке это вторая вспышка, которую устанавливают так, как нужно фотографу, чтоб получить свет и тень. Рисующий свет очень редко используется в одиночестве, так как освещая интенсивно одну часть объекта, она дает контрастные и темные тени на другой.
Согласитесь, тень от носа на пол лица - это не то что мы хотели бы видеть. Тут вступает третий тип света:
Моделирующий свет. Его прямая обязанность смягчать тени, а также добавлять красивые блики на глянцевых объектах. Он обычно устанавливается на противоположной стороне от рисующего света.
Контрастный свет находиться сзади объекта, используется для определенных эффектов.
Фоновый свет используется для освещения фона.
Что полезного можно вынести для фотографа-любителя? Для тех, у кого есть в наличие накамерная вспышка с поворотной головкой как программу минимум советую купить или сделать по выкройкам (гугл - лопушок на вспышку) в инете такую штуку
Он избавляет от жестких теней и бликов на лбу)
Для встроенных тоже есть разные штуки, типа такого
Я когда-то использовала салфетку для рассеивания света от встроенной вспышки, главное закрепить ее так, чтоб не моприкасалась со пыхающей плоскостью, а то может перегореть
Почему я рекомендую рассеивать свет от вспышки? Вспышка в лоб с не рассеянным светом уничтожает весь объем объекта съемки, создает ненужные резкие блики и очень сильно снижает качество фото.
Где еще можно использовать накамерные и встроенные вспышки? Удивитесь, но на солнце. Чуть выше я писала, что солнце - это пример рисующего света, а рисующий свет не рекомендуется использовать без моделирующего. ВОт при съемке на солнце, с жесткими тенями, именно вспышка поможет снизить их интенсивность. Правда тут есть опасность вообще уничтожить тени.
Вообще, когда у вас в наличии одна вспышка, при том привязанная к фотоаппарату, то я бы посоветовала обходиться без нее. Природа и подручные средства нам дают море возможностей. Предположим вы хотите снять портрет. У нас есть заполняющий свет - дневной. Также свет от окна будет рисующим, а кусок ватмана или лист большой белой бумаги с другой стороны - моделирующим. Лист белой бумаги для подсветки теней - это прекрасная помощь фотографу. Если вам нравиться снимать натюрморты, портреты то неплохое приобретение будет отражатель
Это мобильная и многофункциональная альтернатива куску ватмана.
Золотая сторона подходит для портретов, даем золотистый цвет, делающих красивый цвет кожи. На фото цвета не видно, но там использовался именно золотой, так как в тени надо было получить интенсивный свет, а серебрянный дает некрасивые тени
Есть одно "но", - к отражателю надо того, кто его держит)
Тут об использовании отражателя http://photokubik.com/sovety-i-uroki-po ... azhatelem/
Задание на разминку
1. Снять 2 кадра, один с правильным балансом белого и тот же кадр с неправильным
2. Снять натюрморт или портрет (можно игрушки)) со светом из окна (или от солнца) и подсветкой теней листом бумаги. Можно также снимать при комнатном освещении с лампой, но только вечером, когда исключено попадание дневного света и не забудьте выставить ББ на искусственное освещение
Этот урок дает только вводные понятие о свете. Тема это настолько огромна, что по ней пишут сотни и тысячи книг. Невозможно стать фотографом не подчинив себе свет