А я на прошлой неделе наконец делала то, о чем грезила еще с весны - игралась с ДА2. К сожалению, прохождение, даже с выполнением 2/3 побочных квестов, заняло только 30 часов.
Что я имею сказать. На счастье нашего дорого форума, тот поток сознания, который я вчера собиралась выплеснуть сюда через несколько часов после финальных титров, в итоге я отправила в другое место, вспомнив, что здесь люди приличные и хорошие, и неча их травмировать. )
К технической стороне и игромеху у меня вопросов мало, но они есть. Неприятно удивило, что из моего импортируемого сэйва игра переняла только то, что ГФ - женщина, но тут уж и я сама виновата - надо было сразу патчи ставить, а я как всегда в окне вижу только две кнопки - "Играть" и "Удалить". Ну и "Настройки" иногда.
Локации. Про это уже все, по-моему, говорили, но повторюсь - локации - это адский ад. Они симпатичные, но вот кнопки Ctrl и V из клавиатуры дизайнеров уровней надо вырвать с мясом. Когда я в первый раз попала в копипастную пещеру, я убежала обратно, уверенная, что заблудилась и случайно зашла в уже пройденную локацию.
Система боя. Ничего путного сказать не могу, бо не разбираюсь и внятно выразить, чем система ДА2 отличается от ДАО, не могу. На глаз - стало меньше скиллов в принципе, зато увеличилась процентная доля "улучшений". В итоге приходилось разрываться между увеличением числа способностей и улучшением их качества, и где-то половину первой главы Хоук-воин гордо бегал аж с двумя активными скиллами - кливом и фронтальным АоЕ. %)
Предметы. Вот тут что-то разработчики намудрили. Или я недомудрила. Но - делать одинаковый значок - мусорную корзину - как для трэша, так и для подарков спутникам как-то странно. Лично я жадно собирала все эти рваные панталоны и бутылки ровно до того момента, пока не накопила 50 золотых, потом, видя знакомый значок, оставляла все это добро в ящиках. Только по счастливой случайности я как-то жмакнула "Взять все" на одном из контейнеров, и сразу выскочило задание, связанное с подарком.
Ещё одна причина моего дискомфорта - в игре я нашла только трех торговцев, которым можно сбыть ненужное - женщина в ферелденском "посольстве" (которая почему-то торгует только в первой главе), парень в доках и Сэндал перед финальным боем. Мальчик, кстати, доставляет жутко: опять в половине своих игровых появлений он предстает по колено в трупах и в чужой крови. Народы уже вовсю шутят, что он, похоже, покруче Флемет будет. Надо было в Лотеринге не сразу спасать их с отцом, а засесть где-нибудь в кустах - авось, и узнали бы секрет. )
Так вот, мало торговцев. Но тут, скорее всего, это я кого-то проморгала. Однако же обидно было пробегать каждый день мимо оружейника и бакалейщицы, зовущих тебя посмотреть товар, и не иметь возможности купить у них хотя бы какой-нибудь милой бесполезной фигни.
Диалоги. Насколько я знаю, новую диалоговую систему взяли из МЕ (я про эту игру знаю только то, что там космос и инопланетяне, так что тапками, если что, кидаться нежно), и отношение у меня к ней неоднозначное. Впервые я увидела её на скриншотах, где были представлены только три варианта развития разговора, и это, вплоть до прошлой недели, очень меня напрягало. Реальность оказалась радужней, однако (опять же на глаз, как и со скиллами), этих вариантов в целом меньше, чем в ДАО. Печаль.
Вот за что я готова аплодировать стоя, до боли в ладонях, так это за работу "оператора" во время диалогов. Это действительно искусство - поставить кадр так, чтобы все - от легчайшей мимики до композиции играло на погружение в происходящее, на его глубину. Конечно, и здесь шедевры получаются не всегда, но для меня есть по крайней мере два момента, наблюдать которые сладко-больно, как солнце.
Еще одна палка о двух концах - иногда очень странное соотношение "превьюшки" реплики и её озвученного варианта. С одной стороны, это бывает неприятно и ставит в неловкую ситуацию, когда сказано вовсе не то, что подразумевалось. С другой стороны было бы как-то занудно, что ли, если бы мы сначала читали реплику, а потом еще и прослушивали её. Единственный вариант, который приходит в голову - сделать рядом с превьюшками маленькие иконки ката, раскрыв который игрок мог бы прочитать развернутую реплику.
Да, и ДА2 таки продолжила ту печальную традицию, которая началась ещё в Пробуждении - диалогов с соратниками мало, а в игре, где есть столько потенциально "вкусных" персонажей это преступление. Причем диалоги идут в жесткой связке с квестами, просто подойти к кому-нибудь и потрепаться на нейтральную тему, чем я искренне наслаждалась в ДАО, не получится. Общение с соратниками вышло очень жестким и прагматичным, и каждому квесту, связанному с кем-то из своих, я радовалась как не знаю чему. А поскольку таких квестов тоже не слишком много, развитие взаимоотношений Хоука с остальными (особенно это видно на примере любовного интереса), выглядит рваным. Вот мы не общались омг сколько дней, и вот, внезапно! африканская страсть. В общем, биовари - бяки, даешь в ДА3 диалогов ДАО х2.
Сюжет и персонажи. О-о. О-о-о! Вот тут ДА2 не то чтобы превзошла мои ожидания или не дотянула до них, она как-то неожиданно хитровывернулась и, по крайней мере на той линии сюжета, которой придерживалась я, превратилась в натуральное вбиение "серебряным молоточком заржавленных предметов" (с) Во мне до сих пор эмоции водят хороводы, и как-то успокаивать и систематизировать их я пока не могу и не хочу, поэтому буду кратка - здорово. Правда. Вот этого ощущения неясной, дрожащей в мареве будущего, но неизбежной трагедии, когда все чувства как-то резко обостряются, смех переходит в слезы, ногти до крови впиваются в ладонь, а ночью - в спину любовника, мне очень не хватало еще со времён Морровинда. В ДАО эта горькая неизбежность, подхлёстывающая жизнь, встречалась лишь эпизодически. В ДА2 она витает в воздухе едва ли не с приезда в Киркволл. Ну, для меня, если не с самого приезда, то со встречи с Андерсом - точно. Так, все, цыц. *бьет себя по рукам*
Персонажи первого-второго плана сделаны очень добротно, хотя, положа руку на сердце и извинившись перед Андерсом, который продолжает взрывать мне мозг уже третьи сутки, по сложности и глубине до уровня Алистера и Зеврана времен ДАО в ДА2 дотягивает только Варрик. Кстати, первый мною встреченный гном, которому я буквально заглядывала в рот и готова вечно носить на руках. Прелесть. ^^
Да, насчет вышеупомянутой пары из ДАО - кажется, я где-то уже высказывала опасение, что их отООСят, и таки увы, частично оно оправдалось. Алистер-король, в общем, остался в характере, только непонятно, зачем ему добавили это дурацкое "э-э" в речь. Он же раньше или говорил нормально, или, в экстренных ситуациях, начинал тараторить, но уж никак не запинался. Зеврану повезло меньше - впрочем, ему как-то не везет еще со времён Пробуждения, так что Андерс стал только вторым в этой компашке бывших эгоистов, которые теперь рьяно начали бороться с Системой
Возвращаясь к ДА2 - с женскими персонажами тут беда-беда. Очевидно, вся божьи пайки с харизмой поделили Винн, Флемет и Морриган, а барышням из ДА2 достались только крошки со стола. Нет, ну правда, единственный женский персонаж, с которым мне было легко и приятно беседовать, это Бетани. Ну и Лиандра, пожалуй, интересна тем, что была не картонной заботливой мамой-наседкой, а нет-нет да и проблескивал в ней не самый простой характер. Эту придирку, конечно, тоже можно и, пожалуй, нужно, списать на сугубо личные предпочтения, но факт остается фактом - похоже, вторая жизнь моего Хоука опять пройдет в сугубо мужской компании.
Подводя итог - потраченного времени не жалею нисколько и даже жаль, что игра его забрала так мало. Последнее время мне по мозгам вдаривали всё как-то отдельные персонажи, а вот чтобы так глобально - пожалуй, только Пробуждение, весной ещё. Единственное, что я бы 100% убрала из игры - это Лелиану из финального ролика
В общем, теперь надо только подождать пока поутихнут эмоции, и - здравствуй, повторное прохождение. )