Dwarf Fortress это стратегия непрямого управления в рогалик-стиле. Хотя есть и другие режимы игры - например, где мы не строим а просто ходим и исследуем мир, в духе NetHack, ADoM. Режим строительства — помесь сеттлерсов и Dungeon Keeper’a (копаем, назначаем комнаты, поддерживаем всех в хорошем состоянии духа и прочее).
Игроку предстоит с командой из семи дварфов построить крепость, которая станет (не станет, а погибнет с некоторым количеством фанa (от голода или нападения гоблинов до приступов сумасшествия её обитателей)) будущим центром дварфьего царства.
Каждое существо сделано не из хитпоинтов, а из вполне так реальных мясных рук, ног, пальцев, мозгов, глаз, хвостов и копыт. Если дварф схлопочет открытый перелом и не загнётся чуть позднее от гангрены, то кость срастётся и останется шрам. Потеряет глаза — ослепнет на остаток жизни, тяжелое ранение сердца — мгновенная смерть, а если задержится в слишком тёплом месте — медленно вскипит, начиная с подкожного жира.
Графика в оригинале это псевдографика - буковки-циферки-точки-палочки-квадратики-кружочки-треугольнички. Но есть и несколько графических надстроек, которые представляют собой наборы тайлов. Они к сожалению хоть и украшают игру, но не могут полностью передать всё то что там может произойти. А произойти там может очень, очень многое. Многообразие всего происходящего хоть и описывается обычным текстом, но по непредсказуемости и реалистичности ситуаций может дать фору большинству ммо, если не всем.
Игра довольно сложна для новичка - отсутствие графики, текстовый интерфейс, обилие возможностей и дварфий реализм легко рвут все шаблоны и требуют определенного привыкания.
Вначале хотел писать только про клоны DF, но в ходе написания понял что этот жанр во многом перекликается вообще со строительными симуляторами, поэтому расширил тему.
Не буду писать про SimCity, Dungeon Keeper, Settlers - это уже классика. Из старых это еще Constructor, Space Colony, Startopia, серия Anno.
Итак:
Towns - тоже командуем строить, копать. У наших подчиненных есть некоторые статы, требования. Есть небольшие производственные цепочки. Разнообразные враги бродящие по карте и под землей. Есть вторжения, погода, несколько типов карт - горы-снег-лето. Некоторые виды шмота у персонажей. Кампании нет. Смена сезонов отсутствует. Мультиплейера нет. Графическое исполнение хоть и радует глаз, но увы - 1 кадр на игровой тик. Некоторые перспективы у игры были видны, но сроки разработки очень затянуты и судя по всему игра заброшена. Жаль.
Gnomoria - более перспективный продукт. Всё тоже самое - строим, копаем, производим. Очень похоже на Towns, но только разработка идет полным ходом - фишки/плюшки продолжают добавляться. Кампания отсутствует. Графика похожа, и всё тот же 1 кадр на тик. Грусть-печаль. Мультиплейера нет. Также поиграв немного, обнаружил, что есть то чем некоторое время страдал Towns - персонажи теряют цепочку приказов. Что делать с этим при отсутствии прямого управления непонятно. Настраивать приоритеты у персонажей? Пробовал, стало только хуже. Ну и интерфейс несколько запутан - куча неорганизованных менюшек. Надеюсь дальше поправят, ибо в нынешнем виде это малоиграбельно - за пару стартов не удалось продвинуться дальше первых двух станков.
Banished - строим город поселенцами, без фентези и боев. Основной враг это голод. Люди рождаются, едят и умирают. Строим фермы, склады, торгуем, размножаемся. При правильном и удачном ведении дел можно размножиться очень сильно. Концовки и целей нет. Есть небольшие производственные цепочки. Смена сезонов. Немного торговли. Графика 3D, очень похожа на Anno1404. Но самих возможностей в игре для полноценного релиза маловато, хотя она и выглядит на первый взгляд вполне законченной. Мультиплейера нет.
Craft the world - смесь террарии и упрощенного DF. Есть квесты, производственные цепочки. Очень большое дерево развития - по мере крафта открываются новые ветки. У персонажей есть навыки, опыт. Имеется возможность делать и менять у них шмот. Есть магия, квесты, смена дня и ночи. Нападения врагов. Имеется одиночная кампания, мультиплеера нет. Графика рисованная, но красивая и современная. Есть версия под маки. Русский язык тоже есть. Недостатков, кроме отсутствия чита в виде сейв/лоада, пока не нашел.
Что это мы всё без молока и без молока? Так и умереть можно.