«Мы брали в руки фотоаппарат и в свободном режиме шли по улице, называя это „свободной охотой“ и не имея никакой конечной цели. Только в этом режиме я приходил с полной пленкой материала», — рассказывает Владимир Соколаев — один из участников группы.
Участники ТРИВА не расставались с камерами и за пределами завода и рабочего дня. В результате большая часть работ — это повседневные сценки на улицах Новокузнецка 80-х годов.
Принципы, по которым снимали фотографы ТРИВА, — отказ от ретуши и кадрирования отснятого материала. Но главное — полный отказ от постановочных кадров. Всё, что происходит в кадре, происходит на самом деле; человек с камерой никогда не подсказывает героям, как делать это фотогеничнее, и не просит повторить упущенный им момент.
Этот принцип невмешательства был весьма нетипичен для официальной советской фотографии, где часто даже известные исторические фото (например, «Знамя Победы над Рейхстагом») разыграны перед камерой. «В СССР 90% газетной фотографии снимались как кино, начиная с подбора реквизита, — комментирует куратор Евгений Иванов. — Надо снять героя-тракториста? Переоденем его и поставим не возле трактора, на котором он работает, а возле нового трактора. От фотографа требовалась не реальная жизнь, а жизнь такая, какой она должна быть, отредактированная в идеологических целях».
Отказаться от постановки и снимать жизнь как есть, в том числе и в сложных условиях (например, заводских цехов), фотографы ТРИВА смогли в том числе и благодаря тому, что на рубеже 70–80-х годов у них завелись японские «Кэноны» и немецкие «Лейки». По словам Владимира Соколаева, «Зенитом» и другими советскими камерами многие фотографии снять бы не удалось, да и вообще обретение «Кэнона» стало для группы поворотным моментом.
Полный отказ от припудривания реальности в итоге и прекратил официальное существование группы ТРИВА. Она была официально зарегистрирована в 1981 году, успела принять участие в 19 выставках (в том числе и зарубежных), но в начале 1982-го партийные чиновники и КГБ заподозрили в стилистике ТРИВА очернение социалистического образа жизни.
«Молодой отец с приятелем у роддома №1». Новокузнецк. 1980 год.
«Пельмени у родственников». Краснослободск, Волгоградская область. 1982 год.
«Приёмщики стеклотары». Новокузнецк. 1982 год.
«Врач в окне регистратуры». Горно-Алтайск. 1990 год.
«Женский хор». Городской праздник песни на Театральной площади. 03 июня 1979 года.
«Родительский день в пионерлагере». Зенково, Прокопьевский район. 14 июля 1985 года.
«Праздник Масленицы у шахтеров». Новокузнецк. 1984 год.
«Торжественная регистрация новорождённого». ЗАГС Центрального района. 1 октября 1983 года.
«Соревнования Горпромторга по производственной гимнастике». Школа № 62, Новокузнецк, Сибирь. 10 апреля 1983 года.
«Электрослесарь на коксовой батарее». КМК, Новокузнецк. 1980 год. Это фото — слегка абсурдистское и сюрреалистичное — выглядит задуманным специально, но это не так. На нем изображен мастер, пришедший в цех КМК чинить часы, но у коксовой батареи местами выделяется газ, от которого человек пьянеет. Опьяневший мастер вышел на улицу, чтобы прийти в себя на свежем воздухе, — и его снял проходивший мимо фотограф Владимир Воробьёв.
«Книжный магазин. Отдел букинистической литературы». Улица Кирова, Новокузнецк, Сибирь. 21 января 1983 года.
«Венок для собаки». Дети пришли в школу и увидели собаку, которую решили одарить цветами.
«Один в ванной». Пока надевают сухие штаны на одного ребёнка, другой дожидается своей очереди в ванной. Дом ребенка № 2, Новокузнецк. 29 мая 1981 года.
«Перекур на газовом баллоне». На самом деле, на кислородном баллоне, что, впрочем, не менее опасно.
«Пассажирка последнего вагона». Новокузнецк. 1983 год.