Страницы бронетанковой истории


Ответить
Аватара пользователя
Hrum
Гвардеец

Почетный Ветеран
Поблагодарили: 29 раз
Сообщения: 400
Имя персонажа: Hrum
Игра: GW2
Игра 2: WoT
Откуда: Самара
Контактная информация:

Страницы бронетанковой истории

Сообщение Hrum » 13 ноя 2012, 11:07

В атаку идут "Матильды"

В годы Второй мировой войны Красная Армия довольно активно применяла на полях сражений, помимо своей отечественной бронетехники, ещё и полученную от союзников, по так называемому ленд-лизу.
СпойлерПоказать
Изображение[Английские женщины готовят танк «Матильда» к отправке в СССР по ленд-лизу. В Великобритании тогда все советское было очень модным и популярным, так что работницы с искренним удовольствием выводят на броне танка русские слова. Первые 20 «Матильд» прибыли в Архангельск с караваном PQ-1 11 октября, а всего до конца 1941 года в СССР прибыло 187 таких танков. Всего в СССР было отправлено 1084 «Матильд», из них 918 дошли до пункта назначения, а остальные были потеряны в пути при потоплении транспортов конвоев ]
В советское время, в основном, существовало мнение, что эта техника имела крайне низкие боевые качества по сравнению не только с нашей отечественной но и с германской, так ли это было на самом деле? Если быть объективным то не совсем так, однако, тем не менее, часть поставленных союзниками танков действительно по своим ТТХ мало подходили для восточно-европейского театра военных действий. К таким «мало подходившим» можно было отнести и английский пехотный танк Мк. II, который относился к средним танкам тяжелого бронирования. Англичане прозвали его «Матильда», а наши бойцы, после того как освоили и сходили на нём в первые бои навешали ему сразу несколько обидных прозвищ типа «каракатица» и «шарманка». С самого начала поступления первых «Матильд» в Красную армию наши танкисты намучились с ними не мало, вот поэтому и дали, столько обидных прозвищ этому британскому бронированному чудищу. Во первых, эти машины прибыли на советско-германский фронт, оснащенные так называемыми «летними» гусеницами, которые не обеспечивали нужного сцепления с грунтом в зимних условиях, и, случалось, скатывались с обледенелых дорог в кюветы. Поэтому чтобы как-то справиться с этой проблемой, силами ремонтных подразделений на траки гусениц приходилось наваривать специальные металлические «шпоры». Еще одной проблемой для экипажей этого английского танка были его длинные фальшборта, на фото виден ряд „окошек“ небольшого размера, расположенных в верхней части фальшбортов. Где-то в африканской пустыне через эти «окошки», с траков свободно сыпался песок, для чего они и были предназначены. Совсем другое дело происходило во время движения «Матильд» по нашему бездорожью, двигаясь по сплошной грязи лесам и болотам за фальшборта танка постоянно набивалась грязь и попадали корни деревьев, в результате гусеницу нередко просто заклинивало. Двигатель глох и экипаж, чертыхаясь и поминая своего железного английского коня недобрыми словами, лез доставать шанцевый инструмент и буксирные троса.

Из воспоминаний фронтовиков и мемуарной литературы известно, что экипажам «Матильд» нередко приходилось, чуть ли не через каждые 4–5 километров останавливаться и очищать ходовую часть своих танков ломом и лопатой».

Но и это еще не всё, зимой, в сильные морозы, трубопроводы жидкостной системы охлаждения, расположенные близко к днищу, замерзали на «Матильде» даже при включенном двигателе. Представляете, каково было экипажу, чтобы подготовить эту капризную, тепличную машину к бою?Однако наши союзники англичане здесь ни при чем, они нам поставили такую технику, которую мы им сами и заказали. А вот кто непосредственно занимался подбором необходимой бронетанковой техники для РККА, как получилось что танк, предназначенный для ведения боевых действий в африканских пустынях попал воевать на российское бездорожье, в леса и болота, этот вопрос так до сих пор и остается без четкого и ясного ответа. Необходимо также отметить, что много этих танков выходило из строя и по вине самих экипажей, из-за их крайне низкого уровня подготовки. И это понятно почему, пятнадцати дней, отведенных командованием на освоение иностранной техники, являвшейся более сложной, чем отечественная, было явно недостаточно.
Существует и другое, совершенно противоположное мнение об этом английском танке. Так, некоторые специалисты считают, что в 1940—1941 годах эта машина имела самую толстую броню в мире и превосходила по броневой защите даже наш КВ. Ее могли «взять» только снаряды 88-мм зенитной пушки. Все остальные танковые и противотанковые орудия вермахта в тот период оказались бессильны против «королевы поля боя», как называли «Матильду» англичане. А её 40-мм английская пушка по бронепробиваемости ничуть не уступала нашей 45-мм и, как и последняя, до лета 1942 года могла поражать все типы немецких танков.

Это мнение частично подтверждают и некоторые советские источники. Так, в одном из отчетов советского командования о ходе боевых действий, в которых участвовали «Матильды» было отмечено: «Толщина бортовой брони танка Мк. II „Матильда“ составляет 70–78мм и в целом равнозначна броневой защите танка КБ… Качество закалки брони хорошее. Опасных отколов при поражениях, близких к ПТП, не обнаружено…»

Из другого отчета стало также известно, что: «…танки МК.II в боях показали себя с положительной стороны. Каждый экипаж за день боя расходовал до 200–250 снарядов и по 1–1,5 боекомплекта патронов. Каждый танк отработал по 550–600 моточасов вместо положенных 220. Броня танков показала исключительную стойкость. У отдельных машин имелось 17–19 попаданий снарядами калибра 50 мм и ни одного случая пробития лобовой брони. На всех танках имеются случаи заклинивания башен, масок и вывод из строя орудий и пулемётов».

Отправка танка «Валентайн» (Valentine) в СССР по программе ленд-лиза. Танк с надписью «Stalin» перевозится на грузовике с завода в порт. Фотография сделана 22 сентября 1941 года, когда на танковом заводе Birmingham Railway Carriage and Wagon Co. состоялся торжественный митинг, на который был приглашен советский посол Иван Майский. На фотографии «Валентайн» модификации Mk.II

Следующий танк ленд-лиза это был «Валентайн» он по своему назначению также был пехотным, но относился к легким, так как его масса составляла 16 т. Однако по броневой защите (65 мм) «Валентайн» превосходил многие тяжелые машины тех лет. Его максимальная скорость была такой же, как у «Матильды» — 24 км/ч. Однако вооружение было серьезнее, чем у "МК.II".
На «Валентайне» Mk VIII, была установлена 57-мм пушка вместо 40-мм, а модернизированный «Валентайн» Mk XI был уже вооружен ещё более мощным 75-мм орудием.
Именно «Валентайн» из всех английских танков завоевал наибольшую популярность у советских танкистов. Его высокая боевая живучесть была доказана, например, действиями 19-го танкового корпуса в Мелитопольской oпeрации. На ее начало, 24 октября 1943 года, в трех танковых бригадах корпуса насчитывалось 101 средний танк Т-34 и 63 «Валентайна».

Было на вооружении Красной Армии и еще одно британское бронированное чудище, поставленное по ленд-лизу, - это тяжелый пехотный Мк IV «Черчилль». Именно о нем, как утверждают, У. Черчилль сказал: «У танка, носящего мое имя, недостатков больше, чем у меня самого». Трудно сказать, было ли это на самом деле, но у наших танкистов этот танк котировался достаточно высоко.
Причина этому была, пожалуй, только одна, это мощная броневая защита этой машины. При массе 40 т «Черчилль» был защищен 152-мм броней (это самый высокий показатель у всех английских танков Второй мировой войны). Мощность двигателя у этой машины была всего то 350 л. с., что было явно недостаточно для такого сухопутного броненосца, поэтому и передвигался он со скоростью всего не более 25 км/ч. Однако бронирование «Черчилля» перевешивало все эти недостатки.

В книге историка М.Барятинского описывается интересный эпизод из боевых действий 50-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва. 22 марта 1943 года пять танков «Черчилль» из этого полка под командованием гвардии капитана Белогуба атаковали противника Боевые машины ворвались на немецкие позиции, где четыре из них были подбиты, а одна отошла назад. Экипажи не покинули танки, и с 22 по 25 марта находились в них и вели огонь с места. Каждую ночь автоматчики 50-го полка доставляли танкистам боеприпасы и продовольствие. За три дня «Черчилли» уничтожили артиллерийскую батарею, четыре дзота, склад боеприпасов и до двух взводов пехоты. Немцы неоднократно предлагали экипажам подбитых танков сдаться в плен, на что наши отвечали огнем. 25 марта танкистам удалось зацепить трактором танк Белогуба и отбуксировать его в тыл. Экипажи трех других танков отошли с пехотой. Не оценивая организацию боя, приведшую к такому итогу, следует подчеркнуть, что экипажи, просидевшие в танках трое суток, не потеряли ни одного человека убитым. Жизнь танкистам спасла броня «Черчиллей», которую за это время так и не смогла пробить немецкая артиллерия.

Всего в СССР в период с 1942 по 1943г.г. был поставлен 301 танк «Черчилль» III. Все эти английские танки на советско-германском фронте впервые приняли участие в боевых действиях во время битвы за Москву. В 1942-1943 годах они одновременно с отечественными танками, главным образом Т-70 и Т-60, входили в состав отдельных танковых бригад и батальонов. Исключительно английскими Mk II и Mk III были вооружены танковые полки 5-го механизированного корпуса.

В бригадах 9-го, 10-го и 11-го танковых корпусов английские машины использовались совместно с Т-60 и Т-70. “Матильды” и “Валентайны” применялись в 1942-1943 годах в условиях зимы и лета, преимущественно на Западном, Брянском и Северо-Кавказском фронтах и в 5-м мехкорпусе на Юго-Западном фронте. Танки “Черчилль” применялись зимой 1942-1943 годов на Донском и Волховском фронтах в составе отдельных танковых полков прорыва. Летом-осенью 1943 года “Черчилли” также принимали участие в Курской битве, в освобождении Киева.

На заключительном этапе войны в войсках из английских танков остались только в основном “Валентайны”, вооруженные 57-мм пушками. Так, в Висло-Одерской наступательной операции в составе 2-й гвардейской танковой армии находился 1-й мехкорпус, укомплектованный танками “Валентайн IX” и американскими М4А2.

Американские танки начали прибывать в СССР в начале 1942 года. Первыми - легкие М3А1 и средние М3. Летом - осенью 1942 года эти машины участвовали в Сталинградской битве и битве за Кавказ. Зимой 1943 года начались поставки в СССР среднего танка “Шерман” (причем лишь одной модификации - М4А2, вооруженного 75-мм либо 76-мм пушкой), безусловно, лучшего из всех эксплуатировавшихся Красной армией танков иностранных марок.

“Шерманы” стали самыми массовыми ленд-лизовскими танками в Красной армии и воевали вплоть до конца Второй мировой. Особенно полюбили «Шерман» наши пехотинцы, те кто из них передвигался на нем в качестве десанта. По воспоминаниям многих ветеранов, со второй половины 1944 года танки М4А2 активно использовались для борьбы с «фаустниками». Делалось это так. На танк садилось четыре-пять автоматчиков, которые поясными ремнями привязывались к скобам на башне. При движении машины пехотинцы вели огонь по любым укрытиям в радиусе 100–150 м, за которыми могли находиться «фаустники». Такой прием получил название «метла». Причем для «метлы» подходили только «шерманы». На Т-34, из-за его свечной подвески и свойственной ей продольной раскачки, пехотинцам, привязанным поясным ремнем, удержаться было практически невозможно. Ещё одно преимущество «шерманов» перед отечественными машинами по достоинству оценили уже наши танкисты это отличные радиостанции, обеспечивавшие надежную и качественную радиосвязь.

Еще чем приятно удивили «шерманы» это своим отдельным бензиновым малогабаритный движком, предназначавшимся для подзарядки аккумуляторных батарей. Расположен он был в боевом отделении, а его выхлопная труба выведена наружу по правому борту. Запустить его для подзарядки аккумуляторов можно было в любой момент. На советских Т-34 в годы Великой Отечественной войны для поддержания аккумулятора в рабочем состоянии приходилось гонять пятьсот лошадиных сил двигателя, что было довольно дорогим удовольствием, учитывая расход моторесурса и горючего. В наступательных боях на территории Румынии, Венгрии, Чехословакии и Австрии связь работала бесперебойно. Даже при отрыве передовых подразделений от главных сил на удаление 15–20 километров связь осуществлялась микрофоном или ключом, если местность оказывалась пересеченной».

Последняя партия машин этого типа (183 шт.) поступила летом 1945 года на вооружение 9-го гвардейского мехкорпуса 6-й гвардейской танковой армии и приняла участие в разгроме Квантунской армии на северо-востоке Китая. Были на вооружение Красной армии и незначительное количество САУ М10 “Вульверин”.
Известно, что по ленд-лизу в СССР было поставлено из США: легких М3А1 “Стюарт” — 1676 шт., легких М5 — 5 шт., легких М24 — 2 шт., средних М3 “Грант” — 1386 шт., средних М4А2 “Шерман” (с 75-мм пушкой) — 2007 шт., средних М4А2 (с 76-мм пушкой) — 2095 шт., тяжелых М26 — 1 шт.
Из Англии: пехотных “Валентайн” — 2394 шт., пехотных «Матильда» MkII – 918 шт., легких “Тетрарх”— 20 шт, тяжелых «Черчилль» - 301 шт., крейсерских «Кромвель» - 6 шт. Из Канады: «Валентайн» - 1388. Итого: 12199 танков.

Таким образом, согласно этих данных ленд-лизовские танки составили 12,3% от общего количество произведенных/поставленных в СССР танков в 1941-1945 годах.

Согласно, другим источникам, всего союзники планировали поставить на вооружение РККА 21 491 ед. бронетехники. Однако при проводке северных конвоев было потеряно 443 легких танка М3А1, 417 американских средних танков, 54 полугусеничных бронетранспортера, 228 “Скаутов” М3А1, 320 “Валентайнов”, 43 “Черчилля”, 252 “Матильды” и 224 “Универсала”.

Всего же за годы Второй мировой войны Советский Союз реально получил по ленд-лизу 19 510 единиц бронетанковой техники, что составляло около 16% танков, 8% САУ и 100% бронетранспортеров от нашего производства .
СпойлерПоказать
Изображение
не беги от ханта - умрешь усталым....

Аватара пользователя
Hrum
Гвардеец

Почетный Ветеран
Поблагодарили: 29 раз
Сообщения: 400
Имя персонажа: Hrum
Игра: GW2
Игра 2: WoT
Откуда: Самара
Контактная информация:

Re: Страницы бронетанковой истории

Сообщение Hrum » 13 ноя 2012, 13:35

Танковый ас Дмитрий Лавриненко

После боев под Мценском с немецкой танковой группой генерал-полковника Гудериана 4-я танковая бригада полковника М.Е.Катукова перебрасывалась под Москву на Волоколамское направление. Вечером 19 октября 1941 года она прибыла на станцию Чисмена, что находится в 105 км от Москвы. Утром 20 октября выяснилось, что пропал один из танков бригады, а именно тридцатьчетверка командира взвода лейтенанта Дмитрия Лавриненко.
Изображение
Танковый экипаж Д.Лавриненко (крайний слева). Октябрь 1941 года.

Катуков оставил танк Лавриненко по просьбе командования 50-й армии для охраны ее штаба. Командование армии обещало комбригу долго не задерживать его. Но с этого дня прошло уже четверо суток. Катуков и начальник политотдела старший батальонный комиссар И.Г.Деревянкин кинулись звонить во все концы, но следов Лавриненко найти так и не смогли. Назревало ЧП.

В полдень 20 октября к штабу бригады, лязгая гусеницами, подкатила тридцатьчетверка, а вслед за ней немецкий штабной автобус. Люк башни открылся и оттуда, как ни в чем ни бывало, вылез Лавриненко, а следом за ним члены его экипажа – заряжающий рядовой Федотов и стрелок-радист сержант Борзых. За рулем штабного автобуса сидел механик-водитель старший сержант Бедный.

На Лавриненко набросился разгневанный начальник политотдела Деревянкин, требуя объяснения причин задержки неизвестно где находившихся все это время лейтенанта и членов его экипажа. Вместо ответа Лавриненко вынул из нагрудного кармана гимнастерки бумагу и подал ее начальнику политотдела. В бумаге было написано следующее: «Полковнику тов. Катукову. Командир машины Лавриненко Дмитрий Федорович был мною задержан. Ему была поставлена задача остановить прорвавшегося противника и помочь восстановить положение на фронте и в районе города Серпухова. Он эту задачу не только с честью выполнил, но и геройски проявил себя. За образцовое выполнение боевой задачи Военный совет армии всему личному составу экипажа объявил благодарность и представил к правительственной награде. Комендант города Серпухова комбриг Фирсов».
Дело оказалось вот в чем. Штаб 50-й армии отпустил танк Лавриненко буквально вслед за ушедшей танковой бригадой. Но дорога оказалась забитой автотранспортом и, как ни торопился Лавриненко, нагнать бригаду ему не удалось.

Прибыв в Серпухов, экипаж решил побриться в парикмахерской. Только Лавриненко уселся в кресло, как внезапно в зал вбежал запыхавшийся красноармеец и сказал лейтенанту, чтобы тот срочно прибыл к коменданту города комбригу Фирсову.

Явившись к Фирсову, Лавриненко узнал, что по шоссе из Малоярославца на Серпухов идет немецкая колонна численностью до батальона. Никаких сил для обороны города у коменданта под рукой не было. Части для обороны Серпухова должны были вот-вот подойти, а до этого вся надежда у Фирсова оставалась на один-единственный танк Лавриненко.

В роще, у Высокиничей, Т-34 Лавриненко стал в засаду. Дорога в обе стороны просматривалась хорошо.

Через несколько минут на шоссе показалась немецкая колонна. Впереди тарахтели мотоциклы, потом шла штабная машина, три грузовика с пехотой и противотанковыми орудиями. Немцы вели себя крайне самоуверенно и не выслали вперед разведку.

Подпустив колонну на 150 метров, Лавриненко расстрелял колонну в упор. Два орудия были сразу же разбиты, третье немецкие артиллеристы пытались развернуть, но танк Лавриненко выскочил на шоссе и врезался в грузовики с пехотой, а затем раздавил орудие. Вскоре подошла пехотная часть и добила ошеломленного и растерянного противника.

Экипаж Лавриненко сдал коменданту Серпухова 13 автоматов, 6 минометов, 10 мотоциклов с колясками и противотанковое орудие с полным боекомплектом. Штабную машину Фирсов разрешил забрать в бригаду. Ее-то своим ходом и вел пересевший из тридцатьчетверки механик-водитель Бедный. В автобусе оказались важные документы и карты, которые Катуков немедленно отправил в Москву.
Изображение
Танки Т-34 1-й гвардейской танковой бригады. Декабрь 1941 г.

Дмитрий Федорович Лавриненко родился 10 сентября 1914 года в станице Бесстрашной на Кубани. В семь лет пошел в школу. В 1931 году Дмитрий окончил школу крестьянской молодежи в станице Вознесенской, после чего был послан на трехмесячные педагогические курсы. После их окончания работал учителем в начальной школе хутора Сладкого. Тогда Лавриненко едва исполнилось 17 лет.

В 1934 году, за два года до призыва, Лавриненко подал заявление о своем желании служить в рядах Красной Армии. Год Дмитрий прослужил в кавалерии, а затем был зачислен в танковую школу в Ульяновске.

Окончив ее в мае 1938 года, Лавриненко получил звание младшего лейтенанта. В этом звании он участвовал в «освободительном» походе в Западную Украину, а в июне 1940 года в походе в Бессарабию.

Начало Великой Отечественной войны лейтенант Дмитрий Лавриненко встретил у самой границы в должности командира взвода 15-й танковой дивизии, которая дислоцировалась в городе Станиславе, на территории Западной Украины.

Отличиться в первых боях с немцами Лавриненко не удалось. Однако во время отступления Дмитрий проявил характер и наотрез отказался уничтожить свой неисправный танк, как это делали другие экипажи, чтобы не стеснять движение пятившихся на восток войск. Лавриненко добился своего, и его танк каким-то чудом следовал за отступавшими частями 15-й танковой дивизии. Только после того, как оставшийся личный состав дивизии был отправлен на переформирование, Лавриненко сдал свою неисправную машину в ремонт.

Впервые Лавриненко отличился в сражении под Мценском, когда 4-ая танковая бригада полковника М.Е. Катукова отражала яростные атаки 2-й немецкой танковой группой генерал-полковника Гейнца Гудериана.

6 октября 1941 года во время боя в районе села Первый Воин танковая группа лейтенанта Лавриненко, состоявшая из четырех танков Т-34, решительно атаковала колонну немецких танков, втянувшихся в лощину для уничтожения мотострелкового батальона бригады. Атака группы Лавриненко оказалась весьма своевременной, так как гудериановские танки, окружив пехоту, начали расстреливать ее из пулеметов и давить гусеницами. Избегая подхода на излишне близкую дистанцию, Т-34 открыли огонь по танкам противника. Постоянно меняя огневые позиции, появляясь в различных местах, четыре тридцатьчетверки производили на немцев впечатление действий большой танковой группы. В этом бою экипаж лейтенанта Лавриненко уничтожил 4 немецких танка, экипаж старшего сержанта Антонова – 7 танков и 2 ПТО, экипаж сержанта Капотова – 1 танк, экипаж младшего лейтенанта Полянского – 3 танка и 4 мотоцикла. Взвод же Лавриненко потерь не имел. Бой был проведен быстро, мотострелковый батальон был спасен.

9 октября в бою у деревни Шеино Лавриненко удалось одному отразить атаку 10 немецких танков. Используя проверенную в деле тактику танковых засад и постоянно меняя позицию, экипаж Лавриненко сорвал танковую атаку противника и при этом сжег один немецкий танк.

К 11 октября на счету Лавриненко имелось уже 7 танков, 1 ПТО и до двух взводов уничтоженной немецкой пехоты.

Вновь отличился Лавриненко уже в боях на Волоколамском направлении. К тому времени 4-я танковая бригада постановлением ГКО была переименована в 1-ю гвардейскую.
Изображение
[Танки БТ-7 и Т-34 1-й гвардейской танковой бригады в засаде. Декабрь 1941 г.]

17 ноября 1941 года недалеко от села Лысцево танковая труппа под командованием уже старшего лейтенанта Лавриненко, состоявшая из трех танков Т-34 и трех танков БТ-7, вступила в бой с 18 немецкими танками. В этом бою немцам удалось поджечь два БТ и повредить две тридцатьчетверки, но и сами они потеряли в этой схватке 7 танков. Танк Лавриненко в этом бою повреждений не имел, и вскоре остатки его танковой группы заняли село Лысцево. Вслед за танками Лавриненко село занял стрелковый полк.

Однако, пока группа Лавриненко вела бой за Лысцево, немцы, занявшие на следующий день деревню Шишкине, осуществили прорыв на правом фланге панфиловской дивизии и, развивая успех, вышли в тыл тому самому стрелковому полку, с которым взаимодействовал Лавриненко. Более того, таким глубоким маневром немцы могли окружить другие части панфиловской дивизии. Из коротких переговоров со штабом генерала Панфилова Лавриненко узнал, что танковая колонна противника уже движется в тылу боевых порядков дивизии.

Оставался единственный выход из создавшегося положения: применить испытанный в боях верный способ – бить противника из засады.

Лавриненко скрытно вывел свой Т-34 навстречу немецкой танковой колонне и вблизи шоссе, идущего на Шишкине, поставил свой танк в засаду,. Правда, на этот раз позицию, которую занял танк Дмитрия трудно было назвать засадой, так как удобных укрытий нигде не было. Выручило лишь то, что выкрашенный белилами танк Лавриненко в заснеженном поле был почти незаметен и в первые минуты боя в наиболее выгодном положении оказались советские танкисты.
Вскоре немецкая колонна, состоявшая из 18 танков, выползла на дорогу. Соотношение сил было далеко не в пользу Лавриненко. Но раздумывать некогда – тридцатьчетверка открыла огонь. Лавриненко ударил по бортам головных немецких танков, перенес огонь на замыкающие, а затем, не давая противнику опомниться, дал несколько пушечных выстрелов по центру колонны. Шесть немецких танков уничтожил экипаж Лавриненко, а сам незаметно, опять же прикрываясь складками местности, ускользнул от преследования.

Ускользнул невредимый. Так один танк Лавриненко застопорил дальнейшее продвижение колонны немецких танков.
19 ноября 1941 года в деревне Гусенево старший лейтенант Лавриненко был свидетелем гибели командира 316-й стрелковой дивизии генерала И.В. Панфилова. Его танк находился как раз неподалеку от КП Панфилова.

В этот момент на шоссе у села появилось 8 немецких танков. Экипаж Лавриненко моментально занял свои места в машине и тридцатьчетверка на максимальной скорости помчалась навстречу немецким танкам. Перед самой колонной она резко свернула в сторону и застыла на месте. Тотчас раздались выстрелы. Лавриненко бил в упор, с близкого расстояния. Заряжающий Федотов едва успевал подавать снаряды. Первым же выстрелом был уничтожен головной танк. Остальные встали. Это помогло Лавриненко стрелять без промаха. Семью снарядами он уничтожил семь танков. На восьмом выстреле заело спусковой механизм орудия, и последнему немецкому танку удалось скрыться.

Не успели танкисты остыть от этой схватки, как на шоссе появилось еще 10 немецких танков. На этот раз Лавриненко выстрелить не успел: болванка пробила борт его тридцатьчетверки. Механик-водитель Бедный был убит. Стрелок-радист Шаров был смертельно ранен осколком в живот. Лавриненко с Федотовм с трудом вытащили его через люк башни. Но Шаров тут же скончался. Бедного вынести не удалось: в пылающей машине начали рваться снаряды.
К 5 декабря 1941 года, когда Лавриненко был представлен к званию Героя Советского Союза, на его счету было 47 уничтоженных немецких танков, Однако, Лавриненко почему-то наградили только орденом Ленина. Правда, к тому времени его уже не было в живых.

Свой последний танк Лавриненко уничтожил в боях на подступах к Волоколамску 18 декабря 1941 года. Его передовой отряд прорвался в район Гряды-Чисмены и застиг немцев врасплох. Не ожидая подхода главных сил, Лавриненко решил атаковать село Покровское.

Но противник опомнился, пропустил группу Лавриненко вперед и, подтянув 10 танков и ПТО, стал продвигаться к деревне Горюны, чтобы отрезать передовой отряд от основных сил бригады. Обнаружив у себя в тылу движение немецких танков, Лавриненко развернул свою роту и повел ее в атаку на Горюны.

Как раз в этот момент к Горюнам подошли и главные силы подвижной группы Катукова. В итоге немцы сами попали в клещи. Разгром им был учинен полный. В этом бою Лавриненко уничтожил свой 52-й немецкий танк, 2 ПТО и до полусотни немецких солдат.

Потерпев неудачу, противник обрушил на Горюны шквальный огонь из тяжелых минометов, В это время полковник Н. А. Чернояров, командир 17-й танковой бригады, также входившей в состав подвижной группы Катукова, вызвал Лавриненко к себе для уточнения и увязки дальнейших действий. Доложив полковнику обстановку и получив приказ двигаться вперед, Лавриненко направился к своему танку. Но, не дойдя до него нескольких шагов, вдруг упал в снег. Маленький осколок мины оборвал жизнь самого результативного танкиста Красной Армии.

Старший лейтенант Дмитрий Федорович Лавриненко был похоронен около шоссе, между Покровским и Горюнами. Сейчас его могила находится между деревней Деньково и станцией Долгорукове.

Провоевал Лавриненко недолго – не прошло и шести месяцев с первого его боя на границе до гибели под Москвой. Он участвовал в 28 ожесточенных схватках и всегда выходил победителем. Трижды горел в танке, В бою действовал на редкость активно и находчиво. Даже находясь в обороне, Лавриненко не ждал противника, а искал его, применяя самые эффективные способы ведения боя. Результат – 52 уничтоженных танка.
Конечно, в настоящее время известны имена более результативных танковых асов. По сравнению с такими асами как Виттман, Кариус и другими, количество танков, уничтоженных Лавриненко, невелико.

Почти все немецкие танковые асы прошли всю войну, от начала до конца. Поэтому их результаты столь значительны, что вызывают восторг и удивление у тех, кто интересуется бронетехникой и историей Второй мировой войны.

Однако Лавриненко уничтожил свои танки в самые критические и трагические дни 1941 года. Не стоит забывать и тот факт, что Лавриненко уничтожил свои 52 танка всего за 2,5 месяца ожесточенных боев! Его результат мог быть значительно выше, если бы осколок мины не убил старшего лейтенанта.
Изображение[Листовка с описанием подвига Д.Лавриненко, изданная в феврале 1942 года.]

Следует отметить, что Лавриненко воевал на танках Т-34/76 образца 1941 года, у которых (как впрочем, и на всех модификациях танков Т-34 с 76-мм пушкой) функции командира и наводчика выполняло одно лицо – сам командир танка. Как известно, и на «тиграх», и на «пантерах» командир танка только командовал боевой машиной, а отдельный член экипажа – наводчик – вел огонь из орудия, Командир же помогал наводчику, что позволяло наиболее успешно бороться станками противника.

Также известно, что приборы наблюдения и круговой обзор у Т-34 образца 1941 года был значительно хуже, чем у более современных «Тигров» и «Пантер». Да и в башне первых тридцатьчетверок было крайне тесно.

Заканчивая рассказ о Дмитрии Лавриненко, следует напомнить еще об одном факте. До 1990 года самый результативный советский танкист так и не был удостоен звания Героя Советского Союза. По иронии судьбы этим званием награждались и истинные герои, и отпетые негодяи, генсеки и престарелые маршалы. О Лавриненко знали многие, но присвоить ему звание не торопились.

Справедливость восторжествовала только 5 мая 1990 года, когда первый и последний президент Советского Союза присвоил-таки старшему лейтенанту Дмитрию Федоровичу Лавриненко звание Героя Советского Союза (посмертно).
не беги от ханта - умрешь усталым....

Аватара пользователя
Hrum
Гвардеец

Почетный Ветеран
Поблагодарили: 29 раз
Сообщения: 400
Имя персонажа: Hrum
Игра: GW2
Игра 2: WoT
Откуда: Самара
Контактная информация:

Re: Страницы бронетанковой истории

Сообщение Hrum » 13 мар 2013, 20:27

Екатеринбург, Март 11 (Новый Регион, Александр Родионов) – Сегодня в Свердловской области чествуют собственных героев войны: исполнилось 70 лет с момента создания Уральского добровольческого танкового корпуса. Но даже спустя столько лет немногие уральцы знают, что у известной части – 10-го УДТК – было и другое название, немецкое. Звучало оно так: Schwarzmesser Panzer–Division или «Дивизия Чёрных ножей». Все потому, что танкисты УДТК – от рядового до командира – владели спецножами. В связи с юбилеем «Новый Регион» представляет краткий фоторепортаж об истории УДТК.
Факты и боевые операции УДТК
Идея создания Уральского добровольческого танкового корпуса появилась в 1942 году, во время боев за Сталинград. В начале 1943 года газета «Уральский рабочий» опубликовала статью «Танковый корпус сверх плана»: в материале производители танков обещали отчислять часть зарплаты на оснащение танкового корпуса оружием и обмундированием. Так и случилось: все, вплоть до пуговиц, покупали на «рабочие деньги».
Изображение
Заявление на службу в Уральском добровольческом танковом корпусе подали 115 тысяч человек – жители Свердловской, Челябинской и Молотовской (Пермской) областей. Реально же на службу в УДТК из этого числа добровольцев взяли 9 тыс. 660 человек.
Изображение
11 марта 1943 года Нарком обороны И.В. Сталин присвоил добровольческому танковому соединению наименование 10-го Уральского добровольческого танкового корпуса. 1 июня 1943 года, в полдень, на площади Окулова (сейчас сквер Уральских добровольцев) состоялись проводы соединения на фронт.

За годы войны танковая часть стала прославленной, дошла до Берлина и Праги. Осенью 1945 года УДТК получил звание 10-й гвардейской Краснознаменной Уральско-Львовской танковой дивизии, орденов Октябрьской Революции, Суворова и Кутузова, а также имя маршала Советского Союза Малиновского. Героя Советского Союза стали 38 гвардейцев УДТК, еще 27 солдат и сержантов стали полными кавалерами ордена «Славы» III степеней.
Согласно данным официального сайта УДТК (http://www.uldiv.ru) за годы войны УДТК принял участие в следующих боевых операциях:
27 июля – 29 августа 1943 года: Орловская операция;
4 марта – 18 апреля 1944 года: Проскуровско-Черновицкая операция;
14 июля – 12 августа 1944 года: Львовско-Сандомирская операция;
12 – 31 января 1945 года: Висло-Одерская операция;
8 – 22 февраля 1945 года: Нижне-Силезская операция;
8 – 31 марта 1945 года: Верхне-Силезская операция;
16 апреля – 2 мая 1945 года: Берлинская операция;
6 – 9 мая 1945 года: Пражская операция
История донесла отрывочные характеристики, которые германские солдаты дали бойцам УДТК: «Перед нами опять появились уральские черти. Мы слишком хорошо знаем их по прежним боям, они... упорные и сражаются даже тогда, когда тяжело ранены», – написал в личных записках солдат вермахта Г. Берг.
Изображение
«Чёрные ножи»

Немногие знают, что отличительной особенностью снаряжения личного состава УДТК были армейские ножи. Они были сделаны для каждого танкиста – от рядового до генерала. Это был так называемый «Нож армейский образца 1940 года» – НР-40, НА-40 производства Златоустовского инструментального комбината.
Вот что говорится в «Википедии» на этот счет: В 1943 году всему составу УДТК, оснащённого оружием и техникой, изготовленной на взносы трудящихся Свердловской, Челябинской и Молотовской (Пермской) областей, в подарок для земляков изготовили «ножи финского типа» с чёрной рукоятью из эбонита, ножнами и металлическими частями прибора. Однако немецкие разведчики сразу обратили внимание на нестандартное холодное оружие танкистов, и УДТК начали именовать «Schwarzmesser Panzer-Division» – «дивизия Чёрных ножей». Такие черные ножи в свое время были в экспозициях областных и школьных краеведческих музеев, и даже воспеты в песнях. Причем в мирном переложении «военных легенд» черным ножам придали «сверхсвойства» – уникальную прочность и остроту.
Изображение
Добавим, что Указом губернатора Свердловской области от 27 июля 2012 г. № 570 дата 11 марта установлена днем празднования Дня народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса в годы Великой Отечественной войны. Сегодня в Екатеринбурге у памятника воинам УДТК проходит торжественная церемония возложения цветов. Участие в ней наряду с ветеранами войны и УДТК принимают губернатор Евгений Куйвашев и уральский полпред Игорь Холманских. Отметим, что сегодня же ветеранов УДТК из Перми поздравил губернатор Пермского края Виктор Басаргин.
Изображение
не беги от ханта - умрешь усталым....

Аватара пользователя
Hrum
Гвардеец

Почетный Ветеран
Поблагодарили: 29 раз
Сообщения: 400
Имя персонажа: Hrum
Игра: GW2
Игра 2: WoT
Откуда: Самара
Контактная информация:

Re: Страницы бронетанковой истории

Сообщение Hrum » 04 авг 2013, 19:23

Долго я ничего не постил в этом разделе, не потому что забыл, а собирал различную информацию, читал, смотрел обзоры, в итоге собралось большое количество материалов различного характера, начиная с тех документации и заканчивая художественными произведениями, воспоминаниями и мемуарами. Решил я продолжить эту тему одним из самых необычных проектов послевоенного времени.
Американский "Охотник"
Изображение
Сразу после конца Великой Отечественной войны США были крайне впечатлены советскими тяжелыми танками, прежде всего ИС-3, начались активные разработки перспективного послевоенного тяжелого танка. Многие разработки были перспективными и породили ряд очень интересных, а во многом футуристических проектов.
Среди них были, например, танки с ядерной силовой установкой, сверхтяжелые сочлененные танки массой в 150 тонн, а также ряд еще более экстравагантных конструкторских решений, основная масса которых так и осталась на бумаге.
Реально, в качестве ответа советским тяжелым танкам в мелкосерийное производство поступил только тяжелый танк М-103 классической компоновки.
Были разработаны и достаточно интересные проекты танков с мощным вооружением, калибром 120 и155 мм оснащенных механизированным заряжением (Т57, Т58). Подобные танки соответствовали по своему уровню советским танкам ИС-7, разрабатывавшимся в тот же период. Стоит отметить, что рассмотрение проектов перспективных танков в США происходило при участии широкого круга специалистов на научных конференциях устраиваемых в Detroit Arsenal проходивших под названием «Знак вопроса». Подобные конференции позволяли разработчикам обмениваться мнениями и отсеивать тупиковые решения и производился обмен опытом. Было установлено ограничение в 50 тонн для тяжелых танков, была обоснованна возможность создания высоко защищенного танка в подобных весовых ограничениях.
Изображение
Интересная страница истории американского танкостроения, танк «Хантер», в переводе – «Охотник». Разработка была поручена «Rheem manufacturing company». Разработка по контракту началась в 1953 году и в 1955-м был представлен окончательный вариант проекта.
Особенности проекта – комбинированная броня, автоматизированное заряжение для двух стабилизированных 105 мм пушек стреляющих активно-реактивными и 2-мя спаренными пулеметами. Орудия жестко крепились к башне и оборудовались автоматами заряжания на семь снарядов к каждому, которые можно было выпускать со скорострельностью до 120 выстр./мин. Пушки оснащались автоматами заряжения на 7 выстрелов на каждую. Пополнение автоматов выполнялось заряжающим, общий боекомплект составлял 94 выстрела. В одном из вариантов проекта командир должен был получить башенку с двумя 12,7-мм пулеметами. В качестве альтернативы предполагалось использовать командирскую башенку без пулеметов или стандартную башенку М1 от танка М48А1. Поднимающаяся секция крыши ограничивала углы обстрела башни 200°. Полный круговой обстрел был возможен только при угле возвышения орудий в 20°. Танк оснащался оптическим дальномером, повышавшем точность стрельбы.
Изображение
Бронирование танка – комбинированное с силикатным наполнителем, корпус и башня имели рациональные углы наклона, танк обладал низким силуэтом, обеспечивалась высокая противокумулятивная стойкость. Предполагаемая масса танка по ожиданиям разработчиков должна была составлять до 40-45 тонн. Примечательно использование в проекте композитной брони – в то время широко шли исследования по улучшению защиты от кумулятивных боеприпасов, и одним из решений была так называемая «стеклянная» броня или «siliceous core». При фактической толщине 6,5 дюймов (165мм) состоящая из трёх слоёв броня давала аналогичную защиту, как такая же по толщине монолитная, но весила как всего 4,6 дюймовая (117мм). Лобовые части брони корпуса и башни «Охотника» предполагалось сделать именно из такой брони, повысив их стойкость.
Подвижность танка обеспечивалась двигателем AOI-1490-1 мощность 647 л.с. и гидравлической трансмиссией. Последняя исключала механическую передачу, вместо нее использовались 12 гидромоторов, работающие на каждый из опорных катков. Это позволило использовать легкие резиновые гусеницы, собранные из 2-х секций. Такая ходовая часть позволяла танку двигаться даже после потери гусеницы и нескольких ходовых катков. В качестве резервного варианта предполагалась трансмиссия ХТ-500 и стандартный движитель.
Компоновка танка была нетрадиционной и предлагала ряд преимуществ по защищенности, подвижности и огневой мощи.
Экипаж состоял из 4-х человек. Механик-водитель размещался в передней части корпуса, за ним в одноместной башне размещался наводчик. Командир и заряжающий, в задачи которого входило пополнение автоматов заряжания, размещались за башней. Моторно-трансмиссионное отделение размещалось в кормовой части корпуса. Крыша корпуса за местами командира и заряжающего крепилась шарнирно на уровне командирской башни и поднималась с помощью гидропривода. Это позволяло экипажу быстро покинуть поврежденную машину, а также облегчало обслуживание МТО.
Изображение
Несмотря на ряд новаций, «Хантер» не получил развития - военная мода того времени больше уделяла внимание аэротранспортабельным танкам, таким как "Рэкс" или боевым машинам, создаваемым по программе ASTRON. В результате решения о полномасштабной разработке «Хантера» так и не последовало.
не беги от ханта - умрешь усталым....

Аватара пользователя
gynny
Гвардеец

Ветеран-Основатель
Поблагодарили: 234 раза
Сообщения: 9382
Имя персонажа: Gynny
Игра: GW2
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Страницы бронетанковой истории

Сообщение gynny » 04 авг 2013, 19:59

Забавный танк. Даже жалко, что США зажало постройку "лунохода"...
Biblusha: Отрицание, Гнев, Торг, Депрессия, Принятие
Muxto: Суббота, Воскресенье

Аватара пользователя
Hrum
Гвардеец

Почетный Ветеран
Поблагодарили: 29 раз
Сообщения: 400
Имя персонажа: Hrum
Игра: GW2
Игра 2: WoT
Откуда: Самара
Контактная информация:

Re: Страницы бронетанковой истории

Сообщение Hrum » 08 авг 2013, 12:17

Прочитал статью и не мог не запостить её на этой страничке, читаем гордимся парнями...
от себя скажу, что жаль нас не отправили в 2005г в грузию (был сформирована ОбрСпН) когда Саакашвили с боевиками пришли к власти, так свернули бы гадине шею в зародыше
Совершившие подвиг
Изображение
Война в Южной Осетии стала проверкой боеспособности Российской армии. В течение пяти дней наши войска сумели не только освободить захваченную территорию республики, но и нанести грузинской армии значительный урон, дезорганизовав её и на некоторое время практически лишив боеспособности. За своё вероломство агрессор расплатился более чем четырьмя сотнями убитых, двумя тысячами раненых. Итогом войны стала полная утрата Грузией контроля над территорией Южной Осетии и Абхазии.
Командир танка сержант Сергей Мыльников (на снимке) дремал в расположении роты отдельного танкового батальона, когда где-то в стороне послышался разрыв снаряда. Мелькнула мысль - неужели началось? В какой-то момент снаряды стали ложиться совсем рядом.
Изображение
В голове пронеслось: это не провокация - это война! Стало страшно. Умирать не хотелось. И почему-то вспомнились родной Екатеринбург, родители, друзья…
Из оцепенения вывел командир батальонной тактической группы капитан Юрий Яковлев:
- Мыльников, по машинам!
Что происходило дальше, Серёга вспоминать не хочет даже сейчас. Он сражался и хотел выжить в этом аду, спасти себя и людей.
На его позицию навалились порядка семи танков и бронемашин, поддерживаемых пехотой противника. Действовал, как учили. Короткая остановка, выстрел. Отход в укрытие. Заряжание - и снова на позицию. Недолгий поиск очередной цели - и выстрел! Вскоре на поле боя пылали два грузинских танка и лёгкий разведывательный танк британского производства «Скорпион».

Во время боя на окраине Цхинвала его экипаж уничтожил ещё два танка и три бронемашины. Израсходовав боекомплект, Мыльников вывел танк из-под обстрела. Едва переведя дыхание, заметил наступающих грузинских солдат. Они пригибались и прятались за бронетехникой.
- Такое меня зло взяло, - вспоминает Герой. - Ну, думаю, я вам устрою вторую Прохоровку!
Приказав экипажу покинуть танк, сам сел за рычаги…
- Если подобьют, погибну только один, зато пацанов своих сберегу, - мелькнула в его голове мысль. - А давать спуску провокаторам совсем не хотелось.
Лобовая атака. «Бешеный» танк, маневрируя, на огромной скорости пошёл навстречу наступающим. Увидев приближающуюся боевую машину, грузинские вояки побежали.

Указом Президента Российской Федерации от 19 сентября 2008 года сержанту Сергею Андреевичу Мыльникову присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда». Вместе с ним за этот бой высокого звания был удостоен командир батальонной тактической группы капитан Юрий Павлович Яковлев.
не беги от ханта - умрешь усталым....

Аватара пользователя
Orion
Гвардеец

Почетный Ветеран
Поблагодарили: 65 раз
Сообщения: 786
Имя персонажа: Chayka from TSW
Игра: TSW

Re: Страницы бронетанковой истории

Сообщение Orion » 08 авг 2013, 23:16

Hrum писал(а): - Такое меня зло взяло, - вспоминает Герой. - Ну, думаю, я вам устрою вторую Прохоровку!
:f: Что он несет! (хотя, подозреваю, что это вписал тот, кто обрабатывал слова танкиста). Он хоть знает , что произошло под Прохоровкой?
Изображение

Аватара пользователя
Hrum
Гвардеец

Почетный Ветеран
Поблагодарили: 29 раз
Сообщения: 400
Имя персонажа: Hrum
Игра: GW2
Игра 2: WoT
Откуда: Самара
Контактная информация:

Re: Страницы бронетанковой истории

Сообщение Hrum » 09 авг 2013, 05:06

не знаю познаний в истории этого героя - я лично с ним не разговаривал но, не в этом суть
не беги от ханта - умрешь усталым....

Аватара пользователя
Гваерен
Неправильный эльф

Ветеран-Основатель
Поблагодарили: 536 раз
Сообщения: 3112
Имя персонажа: Jerg Aglan
Игра: TESO

Re: Страницы бронетанковой истории

Сообщение Гваерен » 05 июн 2014, 11:38

Анимационный фильм-реконструкция: "Колобанов. Бой под Войсковицами".


Ответить

Вернуться в «Жизнь гвардии»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей